Заказать звонок
/ Статьи

Быть или не быть основным средством

15 янв 2018
Статьи
Многие сталкиваются с ситуацией, когда купив актив, затрудняются в том, чем его признать:
  • отдельным основным средством?
  • частью основного средства?
  • может быть это запасы?
  • может вообще стоит эти затраты сразу списать на расходы?
  • вдруг это нематериальный актив?

Безошибочно Вы можете определить, что здание, машины, оборудование или другие крупные материальные активы, используемые более чем 1 период, являются основным средством.

Но я уверена, что у Вас были ситуации, в которых Вы не были уверены в правильности Вашего решения.

Давайте рассмотрим наиболее часто задаваемый вопрос:

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ затратам основным средством?

Начнем с того, что вспомним определение основного средства.

Основные средства – это материальные АКТИВЫ, которые:
  • предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;
  • предполагаются к использованию в течение более чем 1 отчетного периода.


А что же является активом?

Актив признается в отчете о финансовом положении только при одновременном выполнении двух условий (критериев признания):
  • есть вероятность, что будущие экономические выгоды будут получены предприятием;
  • себестоимость (стоимость) актива может быть надежно оценена.


Поэтому, в целом, когда Вы оцениваете, признавать ли затраты в виде основного средства Вам надо учесть следующие факторы:
  • предназначение актива при его приобретении
  • срок службы актива (более 1 года);
  • есть вероятность поступления на предприятие будущих экономических выгод, связанных с данными объектами;
  • себестоимость (стоимость) данных объектов можно надежно оценить.

В принципе, мы рассмотрели с Вами базовые принципы.

Но как Вы знаете, на практике некоторые затраты легко классифицировать как основное средство, а с некоторыми затратами не все так ясно и понятно, и порой приходится применять профессиональное суждение, а также концепцию существенности для того, чтобы принять окончательное решение.


Позвольте мне дать ответы на ваши частые вопросы.


ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ - ЭТО ЗАПАСЫ ИЛИ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА?

МСФО 16 говорит:

"Такие статьи, как запасные части, резервное оборудование и вспомогательное оборудование признаются в отчетности, если они отвечают определению основных средств (ОС). В противном случае такие статьи классифицируются как запасы".


Напомню, что ОС– это материальные активы, которые:
  • предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;
  • предполагаются к использованию более чем 1 отчетный период.

Таким образом,
  • если запасные части и вспомогательное оборудование могут использоваться при соединении с объектом ОС, предназначенным для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду, то в этом случае они должны быть классифицированы как ОС.
  • а также, когда запасные части и резервное оборудование предполагаются к использованию более, чем 1 отчетный период, в таком случае они также учитываются как ОС;

Как результат вышесказанного, Вы должны учитывать следующие критерии при учете запасных частей:
  1. предназначение этих запасных частей: предполагается использовать в производственном процессе или удерживать для продажи?
    ➕ если для продажи, то это запасы
    ➖ если использовать, то это основные средства.

  2. временной аспект.
    Планируется использовать более чем один отчетный период или в течение его?
    ➕ если более, то это основные средства;
    ➖ если менее, то это запасы.

Некоторые запасные части легко классифицировать как основное средство, потому что оно крупное. Проблема возникает, когда мы имеем актив который прослужит более чем 1 отчетный период, но его стоимость очень маленькая.


СУЩЕСТВЕННОСТЬ

Бывают ситуации, когда компания имеет большое количество одинаковых запасных частей и вспомогательного оборудования. Например, мелкие ручные инструменты, тары, поддоны, и другие со сроком службы более чем 1 отчетный период.

В таких случаях, эти активы скорее являются также основными средствами, чем запасами. Но ведь на практике не совсем удобно признавать такие активы основным средством. так как же быть?

Очень будет сложно присвоить инвентаризационный номер каждому ручному инструменту, да еще и начислить на него амортизацию!

МСФО 16 не определяет единицу измерения для целей признания, т. е. что именно является объектом основных средств.

Таким образом, при использовании критериев признания применительно к конкретной ситуации, в которой находится организация, требуется суждение.

В некоторых случаях целесообразно объединить отдельные незначительные объекты, например шаблоны, инструменты и штампы, и использовать критерии применительно к их агрегированной стоимости.

Проще говоря:
Стоимость 1 отвертки составляет 2500 тенге,
а у вас таких отвёрток 500 штук общей стоимостью 1 250 000 тенге?

Учитывать каждую отвёртку по отдельности очень сложно, так как Вы имеете большое количество обслуживающего оборудования маленькой стоимостью.
В таких ситуациях, целесообразно учитывать такие активы в качестве основного средства, если их агрегированная стоимость существенна.


МИНИМАЛЬНЫЕ УРОВНИ

В некоторых компаниях необходимо поддерживать минимальные уровни запасов для управления активами.

Например, возьмите нефтеперерабатывающий завод. Мои ограниченные знания о нефтеперерабатывающих заводах говорят мне, что нефтеперерабатывающие заводы должны содержать некоторое количество нефти для работы. Эта нефть должна оставаться там до тех пор, пока завод не прекратит деятельность.

Этот минимальный уровень нефти должен классифицироваться как запасы или объект ОС?

Поскольку он не потребляется в производственном процессе, но он необходим для работы завода, и он будет оставаться там до тех пор, пока завод не закроется (более 1 года), это ОС.

И как это ни странно, вам нужно учитывать минимальный уровень масла, как для ОС, так и для оставшейся нефти по запасам.


Как амортизировать запасные части в ОС?

После того, как мы узнали, в каком случае классифицировать объект как ОС или как запасы, возникает вопрос, когда и как обесценивать крупные запасные части, которые классифицированы как ОС.

Амортизация запасных частей специально не регулируется стандартами, и поэтому мы должны применять наше суждение. МСФО (IAS) 16 в пункте 55 только говорит, что амортизация должна начинаться, когда актив доступен для использования.

В чем проблема?

Зачастую запасные части находятся на складе и не используются непосредственно, и поэтому непонятно, когда начинать начислять амортизацию.

Должны ли вы амортизировать запасные части только тогда, когда они фактически заменили неисправную деталь и работают? Или, если вы обесцениваете запасные части, когда они находятся на складе, независимо от их фактического использования? В таком случае, каков их срок полезной службы?

Это зависит от характера запасной части.

Если вы храните запасную часть для обеспечения бесперебойной работы какого-либо оборудования без перерывов, тогда период амортизации должен начинаться немедленно.

Причина в том, что такая критическая запасная часть доступна для использования сразу же в любой момент, когда оригинальная деталь в машине перестает работать.

Однако, если вы сохраните запасную часть для использования в качестве запасной части в будущем, и вы уверены, что эта часть будет установлена и введена в эксплуатацию позднее, тогда амортизация должна начинаться с момента установки детали.

Вы должны тщательно оценить характер ваших запасных частей, их функцию и будущее использование, а затем решить их классификацию. Здесь необходимо применить профессиональное суждение.


ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ КАПИТАЛИЗИРОВАТЬ ЗАТРАТЫ НА УЛУЧШЕНИЯ АРЕНДОВАННОГО ИМУЩЕСТВА?

Представьте, что вы арендовали офисное помещение. Большое.

Стеклянные перегородки

Но вам нужно привести его в соответствии с вашими потребностями, и поэтому вы решили установить стеклянные перегородки, чтобы разделить пространство и сделать его более элегантным.

Стеклянные перегородки дорогие. Они представляют собой значительные инвестиции.

Тем не менее, они не могут использоваться отдельно без служебных помещений, и как только ваш договор аренды истечет, стеклянные перегородки станут бесполезными для вас. Вы даже не сможете их вынуть и установить в другом месте.

Как относиться к своим инвестициям в улучшение аренды собственности?

Повторю еще раз: нет единого ответа, и это зависит от вашего контракта и конкретных обстоятельств.

Прежде всего - вероятны ли будущие экономические выгоды от этих улучшений?

Возможно, да, поскольку стеклянные перегородки делают офисное пространство пригодным для вас.

Другой вопрос: собираетесь ли вы использовать эти улучшения более одного периода?

В большинстве случаев вы можете надежно оценить полезный срок улучшения, и, следовательно, целесообразно использовать их как объект ОС. Срок полезной службы зависит в основном от срока аренды, поэтому вам нужно учитывать это.



Полезные статьи

0
Асель
Очень интересно. Можно побольше таких статей
Имя Цитировать 0
0
Алия
Да, молодцы. Спасибо!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Закрыть